Образовательные стандарты

 

Администрация Южноуральского городского округа

Управление образования администрации

Южноуральского городского округа

сайт соответствует

требованиям статьи 29

ФЗ "Об образовании в РФ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3"

 

Год основания: 1961

Язык образования : русский

457040 Челябинская область; г.Южноуральск ул.Павлова 41

контакты: тел./факс 8(35134)4-21-14; 4-04-13

 

контакты

 

ФГОС

 

 

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов  в МОУ «СОШ №3»

 

Главные задачи современной школы (прописано в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа") - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Решить эти задачи поможет переход на новые образовательные стандарты.

Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и стандартом второго поколения существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.

Стандарт- общественный договор.

 В основе Стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью (семьёй), обществом и государством. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования. А это в свою очередь подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.

Основа стандарта: Стратегия развития России до 2020 года, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное  ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход в обучении.

Действующий стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника.

Под новым стандартом понимается система требований - требования о том, какова должна быть структура основных образовательных  программ, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Впервые в России образовательные стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования.

Для реализации всех положений стандарта разработано и продолжает разрабатываться мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение.

 

В 2008 году наша школа, в числе 121 школы Челябинской области, так же как и школы 4,6 -  включилась в апробацию проекта стандартов второго поколения.

 В нынешнем учебном году первоклассники школы уже начнут обучение по введённому в действие с 1 января 2010 года Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Вводить новые стандарты предполагается постепенно, по мере готовности школы. Я не могу сказать, что наша школа полностью готова, но достаточно большая работа уже проделана.

Для обеспечения введения новых стандартов был проведён комплекс мероприятий по следующим направлениям:

·                                            создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

В настоящее время разработана примерная основная общеобразовательная программа, в которой прописаны требования к организации образовательного процесса. Я не скажу, что цельная                     образовательная программа в нашей школе создана ( думаю, что нас научат, как её правильно разрабатывать), но сегодня мы приводим нормативную базу школы  в соответствие с требованиями ФГОС,

Так, например, в стадии разработки новые должностные инструкции педагогов в соответствии с новыми квалификационными характеристиками, утверждёнными в 2009 году. Данные инструкции будут введены в действие параллельно с новой системой оплаты труда. 

Введён в действие новый учебный план, который предусматривает внеурочную деятельность школьников.

Разработаны рабочие программы, в которых прописаны цели, задачи, требования к планируемым результатам….

Разработаны программы внеурочной деятельности школьников (более подробно об этом расскажет Булатова М.В.)

Для работы выбран  новый УМК «Перспектива», который полностью соответствует стандартам.  Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования и ориентирован на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Более подробно о развитии творческих способностей, посредством данного комплекса расскажет Устюжанина Н.В.

Следующее направление работы:

·                    организационное обеспечение ФГОС

Координирует деятельность школы по введению стандартов методическая служба Управления образования. В планирование методической работы школы включены цикл семинаров, педагогических чтений по обсуждению отдельных вопросов стандарта.

Городская рабочая группа вместе с методистами УО разрабатывала и проводила комплексные проверочные работы, которые отслеживали выполнение требований к результатам освоения основных образовательных программ, формирование универсальных учебных действий.

Кроме того, в школе уже на протяжении нескольких лет успешно функционирует система безотметочного обучения в 1-2 классах, которая активно помогает формированию УУД. Разработаны листы достижений учащихся, карты наблюдений, ведётся сбор портфолио учащихся.

Говоря об организации учебного процесса, нужно сказать, что уже сейчас мы столкнулись с проблемой, а чем больше классов, обучающихся по стандартам второго поколения добавится, тем проблем будет больше. В чём проблема? Стандартами предусматривается организация внеурочной деятельности. А школа работает в две смены. Где взять свободные кабинеты? Как убедить родителей в том, чтобы их дети посещали объединения дополнительного образования в первой половине дня, если большинство детей живут далеко и их приводят, привозят на занятия родители?

·                    кадровое, информационное  обеспечение

В этом направлении ЧИППКРО предлагает ряд курсов (модулей) по тематике обеспечения введения стандартов. В прошлом учебном году наши учителя прошли такую подготовку, но, к сожалению, тема стандартов не была освещена в полном объёме. Но, что хорошо, благодаря Управлению образования у нас от города несколько человек (в том числе от нашей школы Хотина Т.С.) проучились на тьюторов по введению стандартов. В школе уже проводились обучающие семинары и запланировано их проведение на новый учебный год.

И ещё к вопросу о кадрах. Сегодня в школе не хватает высококвалифицированных кадров по работе в объединениях дополнительного образования. Мы бы могли расширить спектр объединений, но кто будет работать? Нагружать дополнительно учителя начальных классов, но будут ли высокими результаты. На мой взгляд каждый должен заниматься своим делом. К сожалению, с Центром дополнительного образования у нас контакт не налажен. Вопрос в оплате труда работников. А без ЦДОдД – вводить  новые стандарты весьма проблематично.

Сегодня в средствах массовой информации поднимаются вопросы о введении новых стандартов. Мы не можем оставить в стороне родительскую общественность. На данный учебный год запланированы родительские собрания по обсуждению данной темы.

Кроме того, на школьном сайте будет освещаться информационное сопровождение введения ФГОС второго поколения.

·                                            Материально-техническое обеспечение

В стандартах говорится: «Образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы всех ступеней общего образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебные виды деятельности, предусмотренных учебным (образовательным) планом учреждением и соответствующей действующим санитарным и противопожарным  или иным правилам и нормам. При использовании электронных изданий  образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также  свободный  доступ в сети Интернет».

В целом, приёмка школы показала, что мы готовы к работе. Но на каком уровне? Трудно сказать.

Есть, конечно, положительные моменты. Участвуя в апробации, мы получаем бесплатно третий год по два комплекта учебников по  программе «Перспектива», в 2009 году Управлением образования школам 3,4,6 было выделено по 40 тысяч рублей для укрепления материально-технической базы для организации внеурочной деятельности. Своими школьными силами в прошлом году мы обновили библиотечный фонд художественной, справочной литературы. Будем развиваться дальше.

Таким образом, для начала введения стандартов была проведена большая предварительная работа, концентрация необходимых ресурсов, накоплен положительный опыт. Думаю, что всё это поможет реализации ФГОС,  обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

 

это и формирование универсальных учебных действий (Личностные действия —самоопределение, смыслообразование; Познавательные  действия (классификация, сериация); коммуникативные действия  (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную); Регулятивные действия:

– выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

– ориентация на образец и правило выполнения действия,

– контроль и коррекция,

– оценка

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»